Три склонения имён существительных, 5 класс

Три склонения имён существительных  5 класс   Презентация учителя русского языка и литературы МОУ «Щетиновская СОШ» Белгородского района, Белгородской области Сорока Н.В. u ;

Три склонения имён существительных 5 класс

Презентация

учителя русского языка и литературы

МОУ «Щетиновская СОШ»

Белгородского района, Белгородской области

Сорока Н.В.

u ;

Найдите третье лишнее слово, объясните свой выбор:

Найдите третье лишнее слово, объясните свой выбор:

  • Аппликация ,голубцы, ворота
  • Дрожжи, мгновение, мурашки
  • Крахмал, рюкзак, макулатура
  • Искусство, каникулы, сумерки

Мы можем обратиться к орфографическому словарю, чтобы проверить себя.

Мы можем обратиться к орфографическому словарю, чтобы проверить себя.

  • аппликация, мгновение, рюкзак, искусство

Попробуйте найти третье лишнее слово в этих рядах. Для этого вам придется вспомнить еще одно грамматическое значение имени существительного. Подумайте какое!

Попробуйте найти третье лишнее слово в этих рядах. Для этого вам придется вспомнить еще одно грамматическое значение имени существительного. Подумайте какое!

  • Соль, статуя, дверь
  • Магазин, город, ворона
  • Вихрь, рояль, зелень
  • Животное, дрожь, степь

-А что такое склонение имен существительных? -Как правильно определить, к какому склонению относится имя существительное? -Посмотрите на слайд, вспомните.

  • -А что такое склонение имен существительных?
  • -Как правильно определить, к какому склонению относится имя существительное?
  • -Посмотрите на слайд, вспомните.

1 склонение 2 склонение женский род, 3 склонение мужской род. окончания средний род, окончания – о,-е, – а, -я женский род нулевое окончание мужской род нулевое окончание

1 склонение

2 склонение

женский род,

3 склонение

мужской род. окончания

средний род, окончания

– о,-е,

– а, -я

женский род нулевое окончание

мужской род нулевое окончание

-Прочитайте стихотворение С. Есенина «Береза».  Выпишите из него имена существительные в начальной форме, распределяя их в три столбика таблицы

  • -Прочитайте стихотворение С. Есенина «Береза».
  • Выпишите из него имена существительные в начальной форме, распределяя их в три столбика таблицы

( 1 скл., 2 скл., 3скл.)

С.А. Есенин «Берёза»

С.А. Есенин «Берёза»

  • Белая берёза
  • Под моим окном
  • Принакрылась снегом,
  • Точно серебром.
  • И стоит берёза
  • В сонной тишине,
  • И горят снежинки
  • В золотом огне.
  • На пушистых ветках
  • Снежною каймой
  • Распустились кисти
  • Белой бахромой.
  • А заря, лениво
  • Обходя кругом,
  • Обсыпает ветки
  • Новым серебром

– Почему так важно правильно определять тип склонения имен существительных?

– Почему так важно правильно определять тип склонения имен существительных?

Относясь к разным склонениям, в одних и тех же падежах существительные имеют различные окончания

Относясь к разным склонениям, в одних и тех же падежах существительные имеют различные окончания

  • -Получается, чтобы правильно писать безударное окончание имен существительных, надо знать не только тип склонения слова, но и его падеж. Давай вспомним, как определить падеж имен существительных.
  • Вспомним, на какие вопросы отвечают имена существительные в разных падежах, работая со следующим слайдом.

И.п . – кто? что? Р.п .- кого? чего? Д.п . - кому? чему? В.п.- кого? что? Т.п. – кем? чем? П.п.- о ком? о чем? И.п . – кто? что? Р.п .- кого? чего? Д.п . - кому? чему? В.п.- кого? что? Т.п. – кем? чем? П.п.- о ком? о чем?

  • И.п . – кто? что? Р.п .- кого? чего? Д.п . — кому? чему? В.п.- кого? что? Т.п. – кем? чем? П.п.- о ком? о чем?
  • И.п . – кто? что?
  • Р.п .- кого? чего?
  • Д.п . — кому? чему?
  • В.п.- кого? что?
  • Т.п. – кем? чем?
  • П.п.- о ком? о чем?

- Записанные фразы звучат одинаково.  Почему же на письме они различаются буквами е-и?

— Записанные фразы звучат одинаково. Почему же на письме они различаются буквами е-и?

  • Подарок Тол е .
  • Подарок Тол и

Правописание е-и в окончаниях имен существительных вызывает затруднения.  Но на помощь приходит правило.   1 склонение Р. п.  И 2 склонение Д. п. 3 склонение Е П. п. И Е И Е И

Правописание е-и в окончаниях имен существительных вызывает затруднения. Но на помощь приходит правило.

1 склонение

Р. п.

И

2 склонение

Д. п.

3 склонение

Е

П. п.

И

Е

И

Е

И

Приехал в автомобил…, записал в тетрад…, сидел на елк…, корабль в гаван…, уехал из деревн…, Скачет в пол…, лежит в корзин…, край рощ…

  • Приехал в автомобил…,
  • записал в тетрад…,
  • сидел на елк…,
  • корабль в гаван…,
  • уехал из деревн…,
  • Скачет в пол…,
  • лежит в корзин…,
  • край рощ…

ОТДОХНЁМ

ОТДОХНЁМ

Что мы повторили на уроке? Почему важно уметь правильно и быстро определять склонение и падеж имен существительных? Все ли секреты правописания безударных окончаний имен существительных вам известны?

  • Что мы повторили на уроке?
  • Почему важно уметь правильно и быстро определять склонение и падеж имен существительных?
  • Все ли секреты правописания безударных окончаний имен существительных вам известны?

Спасибо за урок!!!

Спасибо за урок!!!

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!