Урок музыки по теме»Музыкальные коллективы»

Предмет: Музыка

Тема: Музыкальные коллективы

Цель(цели)обучения, которым посвящён данный урок:

1.Закрепить знания учащихся о музыкальных коллективах;

2.Уметь сопоставлять музыку в исполнении струнного оркестра и инструментальной группы;

3.использовать музыкальную терминологию в ходе выполнения устных работ;

Цели урока:

Все учащиеся смогут: —закрепить знания о музыкальных коллективах с опорой на иллюстрации и при помощи учителя;

-с помощью учителя слушают звучание струнного оркестра и инструментальной группы;

-стараются продемонстрировать музыкальную грамотность;

Большинство учащихся смогут:

закрепить знания о музыкальных коллективах с опорой на иллюстрации;

-слушать и различать звучание струнного оркестра и инструментальной группы;

-демонстрировать музыкальную грамотность;

Некоторые учащиеся: дают определение музыкальных коллективов;

-различают звучание струнного оркестра и инструментальной группы;

-быстро ориентируются в музыкальной грамотности, активно проявляют себя в процессе урока;

Коррекционно-развивающие цели:

1.Формировать умения выражать словами свои чувства от прослушанного музыкального произведения, учить слушать и слышать музыку;

2.Развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, мышление, умение слушать и анализировать музыкальное произведение;

3.Воспитывать нравственные качества средствами музыкального искусства;

Языковая цель:

Учащиеся могут: анализировать и описывать характер музыкальных произведений; используют соответствующую терминологию в процессе анализа и обсуждения музыки; высказывать мнения о прослушанных музыкальных произведениях;

Предыдущее обучение:

Знания о средствах выразительности, о "музыкальных коллективах", навыки пения и игры на ударно-шумовых инструментах.

Оборудование:

музыкальный инструмент «фортепиано», ТСО, карточки-задания Методика №5,слайды.

План.

Запланированный срок/этап по КППТ/

методики,

САО, приёмы

Запланированные занятия

Ресурсы

Начало:

СЛАЙД- 1

Организационный момент.

СЛАЙД -2

Музыкальное приветствие:

Здравствуйте, здравствуйте, рада видеть Вас!(учитель)

Здравствуйте, здравствуйте, рады видеть Вас!(учащиеся)

Сәлеметсізбе,балалар!

Сәлеметсізбе, мұғалім

Психологический настрой:

Вот звонок нам дал сигнал.Поработать час настал.Так,что время не теряем.И работать начинаем.

Кинезиологическийкомплекс:Артикуляционныеупражнения(иголочка,часики,качели).

  1. Дыхательные упражнения:

Повороты головы(Вправо-влево).

Ёжик по лесу гулял

И цветочки собирал.

Справа — белая ромашка,

Слева — розовая кашка.

Как цветочки пахнут сладко!

Их понюхают ребятки.

Гласные звуки: "У,О.А,И", Слоги "ма – мэ – ми – мо -му" (на одном звуке, поступенно вверх и вниз, по Т 5/3).

Распевка: "Осень, осень красота, но прощаться нам пора. Скоро Зимушка придёт, свою сказку принесёт"

СЛАЙД- 3

Исполнение песни: "Осенний Дождик"

Музыкальное сопровождение

Музыкальное сопровождение

Ориентация:

СЛАЙД -4

-Ребята, музыка окружает нас всюду и всегда, днём, а порой и ночью. Она разнообразна. Посмотрите на экран, что Вы увидели?(класс, хор поёт, танцевальный коллектив, оркестр)

-ответы учащихся (поёт хор, танцуют, играют на музыкальных инструментах).

-А, как мы можем сказать, это одним словом про то, что увидели?(ответы учащихся)

— это коллективы.

Ребята, а что такое "Коллектив"?

-Коллектив-это группа людей, объеденёных общей работой, общими интересами. Наш класс-это коллектив, школьный коллектив.

— А сегодня на уроке мы поговорим о коллективах, а тему урока вы разгадаете сами.

ЫЫ

УУ

К

ЗЗ

ММ

ЛЛ

ЬЬ

АА

ЫЫ

НН

ЕЕ

КК

ЛЛ

ЕЕ

ОО

ЛЛ

ТТ

КК

ВВ

ИИ

ЫЫ

11

22

33

44

55

66

77

88

99

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

220

221

55

22

44

11

33

88

66

77

110

99

111

112

115

113

116

114

118

117

220

119

221

Тема нашего урока: "Музыкальные коллективы".

СЛАЙД- 5

— Сегодня на уроке мы будем говорить о нашем Казахстанском коллективе "Улытау", послушаем произведение А. Вивальди "Зима", будем петь, играть на ударно-шумовых инструментах.

"Музыкальный коллектив" — это коллектив людей, объеденённых общей работой, которые так или иначе связаны с музыкой.

— А какие музыкальные коллективы Вы знаете?

(ответы учащихся) хоровые, инструментальные, танцевальные.

— А что такое хоровой коллектив?

СЛАЙД- 6

Хоровой коллектив. Хор — хоровой певческий коллектив, совместное звучание человеческих голосов, артистов хора.

— Кто руководит хором? Хором руководит дирижёр.

СЛАЙД -7

Танцевальные коллективы-группа артистов танца, исполняющие танцевальные, хореографические постановки.

СЛАЙД- 8

Инструментальные коллективы-это группы музыкантов играющих на музыкальных инструментах.

Существуют разные коллективы, в зависимости от количества исполнителей. Прочитать слова и подобрать картинку. У доски Слава, Кайрат. Карточки-Милана, Азамат, Алийунус, Артём, Аяжан.

СЛАЙД -9

Методика Мюнстерберга.

О

Р

К

Е

С

Т

Р

Л

Э

Ж

А

Е

К

Х

О

Р

Ж

Щ

Ъ

Ц

В

Л

Д

И

Р

И

Ж

Ё

Р

Э

П

Э

Ф

Д

У

Э

Т

Ж

В

И

К

О

М

П

О

З

И

Т

О

Р

В

К

Ы

Ь

Т

Р

И

О

Д

Э

К

В

А

Р

Т

Е

Т

У

Ц

Й

СЛАЙД -10

Упражнение "Перепутанные линии"

(подобрать название коллектива соответствующее количеству исполнителей) дуэт — Алийунус, трио -Азамат, солист- Люда, квартет — Слава.

— Ребята, дуэт, трио, квартет -это коллективы? (ответы учащихся)-Да.

-А солист-это коллектив?- нет, потому, что один исполнитель, это не коллектив.

Ребята, а "оркестр" можно отнести к "музыкальным коллективам? — Да.

-А, что такое оркестр?-коллектив музыкантов играющих на разных музыкальных инструментах.

-Ребята, а кто руководит "оркестром"? -Дирижёр.

-Ребята, кто сочиняет музыку для хоров, оркестров?

-композиторы.

С Слайд

Сборник методические рекомендации:

"Развитие учебной мотивации в процессе коррекционно-развивающего обучения детей с интеллектуальными нарушениями"

Составители:

О.В.Бурдинская, С.В.Трофимова, Г.К. Жуматаева

Сборник методические рекомендации

"Развитие учебной мотивации в процессе коррекционно-развивающего обучения детей с интеллектуальными нарушениями"

Составители:

О.В.Бурдинская, С.В.Трофимова, Г.К. Жуматаева

Презентация:

— А сейчас, веяние нового времени, не многие любят слушать классическую музыку и поэтому в наше современное время технологий ничего не обходится без компьютера.

СЛАЙД -11

А что такое компьютер? Компьютер-это программируемое электронное устройство предназначенное для накопления, обработки и передачи информации. Компьютер используют как игровую приставку, телевизор, по скайпу мы можем общаться с друзьями, родственниками, в компьютере мы можем найти музыку. А вы знаете, что с помощью компьютера можно сочинять музыку, приводить её в порядок" или "аранжировать.

СЛАЙД -12

А, что такое "Аранжировка" — это переложение музыкального произведения написанного для одного состава инструментов, для исполнения другим составом. И записать эти партии нужно так, чтобы "голос" каждого инструмента был различим. А если делаешь аранжировку песни — надо не забыть и о голосе самого исполнителя. Человек занимающийся "аранжировкой" называется "аранжировщик" Так, что сделать аранжировщику музыкальную аранжировку — это почти так же важно, как и композитору написать музыкальное произведение. Современные компьютеры, оснащенные набором специальных программ, обеспечивают технические средства для создания, записи и редактирования музыкальных произведений.

Практика на примерах:

Ребята, сейчас мы послушаем произведение Итальянского композитора, скрипача, дирижёра, Антонио Вивальди.

СЛАЙД -13

Антонио Вивальди написал цикл концертов «Времена года», который состоит из четырёх самостоятельных произведений: Зима, Весна, Лето, Осень. Звуками инструментов струнного оркестра композитор, как художник красками рисует природные пейзажи. Зима- вступила в свои права, окутала природу снегом, сковала льдом озёра, люди сначала греются у камина, а потом радуются, катаясь на коньках по застывшему льду. Тихая, спокойная мелодия заставляет задуматься, помечтать и насладиться дуновением зимнего ветра, звучание которого мы слышим в исполнении сольной скрипки.

Слушание: А. Вивальди "Зима" (гиперссылка)

— Какая была музыка? (ответы учащихся)-красивая….

— Музыка тихая, спокойная, плавная, нежная, добрая, немного грустная и т.д.

Какие инструменты исполняли произведение?–струнные (скрипка, альт, виолончель)

-А слышали, ли Вы другие инструменты?-(Нет)потому, что играл струнный оркестр.

Слайды

Музыкальное сопровождение

Физминутка:

СЛАЙД- 14

Сейчас мы с вами отдохнём: "Музыканты"

Мы сегодня музыканты (поклоны головой)

Мы сегодня оркестранты (поправить бабочку, поворачивая голову)

Сейчас пальцы разомнем (разминаем пальцы)

Дружно мы играть начнем. (потираем ладони)

Пианино зазвучало (показываем пальцами игру на пианино со стороны в сторону)

Барабаны застучали (имитируем игру на барабане)

Скрипка – слева (игра на скрипке на левой руке)

Скрипка – справа (игра на скрипке на правой руке)

Зал захлопал (хлопаем)

Крикнул «Браво!» (поднять руки над головой)

СЛАЙД- 15

— У нас в Казахстане есть группа "Улытау" — это музыкальный коллектив, создан в 2001 году, идея создания группы принадлежит Кыдырали Болманову. Он предложил соединить домбру со скрипкой.

СЛАЙД -16

В состав инструментальной группы «Улытау» входят – домбра, гитара, скрипка, клавишные и ударные.

Древние инструменты приобретают новую жизнь. Они становятся электронными. Усовершенствование и реконструкция народных инструментов, продолжатся и в наши дни.

В 21 –м веке появилась электронная домбра. Это позволило инструменту не меняя первоначальную тембровую окраску, зазвучать по силе громкости наравне с другими инструментами и быть услышанным и незаглушенным.

Слайды

СЛАЙД -17

— Сейчас, мы послушаем "Зиму" А. Вивальди в исполнении группы "Улытау". Во время слушания задание:(на партах лежат карточки) поднять карточку, когда услышите звучание домбры.

Слушание: А. Вивальди "Зима" в исполнении группы "Улытау. (гиперссылка)

Музыкальное сопровождение

Слайды с аудио исполнением

Управляемая практика:

— Ребята, понравилось Вам произведение? (ответы учащихся)

— Звучали разные инструменты или только одни скрипки?

-разные.

Мы услышали, звучание электронной домбры.

-Что нового внесла казахская домбра в музыку Великого Итальянского композитора?

-Музыка стала звучать по новому, электронная домбра звучит громче, усовершенствованнее.

— А в чём мы видим разницу произведения "Зима" А. Вивальди в исполнении "Струнного оркестра" и группы "Улытау"?

— У "Струнного оркестра" играют только струнные инструменты, а в группе "Улытау" — добавляются домбра, ударные инструменты, духовые и клавишные. Эта музыка исполняется в современной обработке.

-А, как называется современная обработка, кто мне скажет?-"Аранжировка"

-Ребята, а как вы думаете, понравилась бы Вивальди такая музыка?-(ответы учащихся)

-Ребята, а группа "Улытау" является "музыкальным коллективом?

-Да, потому, что в ней несколько музыкантов.

-А, мы с вами если будем петь, мы будем называться музыкальным коллективом?

-Да.

Независимая практика:

СЛАЙД -18

Сейчас мы исполним песню: Фиксики "Компьютер" (гиперссылка)

1.Вот бы мне большой компьютер,

Чтоб экран огромный был!

Я бы свой большой компьютер

Весь бы играми набил.

-Компьютер, компьютер, компьютер – это круто!

Играл бы в компьютер я целый день подряд,

Играл бы и ночью, и вечером, и утром,

Но мне не-не-не-не-не разрешат.

2.Мне бы маленький компьютер,

Чтоб такой удобный был!

Я бы маленький компьютер

Весь бы играми набил.

3.Вот бы мне любой компьютер,

Только бы компьютер был!

Я бы свой родной компьютер

Весь бы играми набил.

4.Я заветную идею

Пронесу через года,

Наконец-то повзрослею

И, наверное, тогда…

-Компьютер, компьютер – смогу играть в компьютер!

Компьютер, компьютер – хоть целый день подряд!

Компьютер, компьютер, и вечером, и утром,

И мне не-не-не-не-не запретят!

И мне не-не-не-не-не запретят!

СЛАЙД -19

— Ребята, мы сказали, что "оркестр"-это тоже музыкальный коллектив. И сейчас, мы с вами поиграем.

Ударно-шумовой оркестр: В. А. Моцарт "Рондо в Турецком стиле"

-Ребята, во время вашего исполнения будет сделана запись и потом мы с Вами послушаем звучание оркестра в "аранжировке" в современной компьютерной обработке.(гиперссылка)

СЛАЙД -20

ПРОСЛУШИВАНИЕ ЗАПИСИ (гиперссылка)

Музыкальное сопровождение

Итог урока:

— Молодцы, а теперь подведём итог нашего урока: О чём мы говорили сегодня на уроке?(ответы учащихся)Сегодня на уроке, мы говорили о музыкальных коллективах, пели, играли на ударно-шумовых инструментах, узнали, что такое "аранжировка" и услышали своё собственное исполнение в современной компьютерной обработке.

Рефлексия:

— Ребята, вам понравился наш урок? Молодцы!

СЛАЙД -21

Прощание на двух языках: До свидания дети!

— До свидания.

— Сәу болыныз,балалар! Сәу болыныз,мұғалім!

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!