Метод проектов как форма преподавания теоретической части предмета «Физическая культура»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2г. Ершова

Саратовской области им. Героя Советского Союза Зуева М.А.»

Метод проектов как форма преподавания теоретической части предмета «Физическая культура»

Подготовила:

учитель физической культуры

Юсупова Эльмира Арифовна

29.03.2017 г

В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «Физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни, при реализации которой учитель неизбежно сталкивается с рядом трудностей: лишать детей столь необходимой двигательной активности в пользу изучения теории либо изучать теоретическую часть вскользь, не акцентируя на этом большого внимания. Это заставило искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. Практика показала, что наиболее рациональным является внедрение метода проектов. Это позволяет решать сразу несколько задач:

  • развитие личностных компетентностей учащихся;

  • интегрированность процесса обучения;

  • экономия времени на самом уроке.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований, заставляя детей исподволь изучать теоретическую часть предмета "Физическая культура".

В методе проектов предполагается обязательность исследовательских процедур, включающих в себя постановку проблемы, выбор объекта, предмета, формулировку цели и гипотезы; действия в определенной логике, получение результата и оценку его достоверности, новизны, значимости.

Много споров возникало по поводу, можно ли считать ли проектами работы учащихся в том или ином направлении, и основным предметом спора были именно вопросы новизны и значимости. Но давайте исходить из интересов ребенка, что является именно для него новым и значимым на данном этапе обучения. Учащийся, условно самостоятельно работая над проектом, констатирует новый, ему неизвестный факт или, анализируя полученные результаты, приходит к новому для него выводу, что само по себе повышает качество образования, так как он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. Таким образом, в повышении активности учащихся играет большую роль применение технологий проектного обучения.

Цели проектного обучения:

  • Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать путь решения поставленной задачи;

  • Развивать у учащихся исследовательские умения, умение строить гипотезы, обобщать, развивать абстрактное и аналитическое мышление;

  • Способствовать повышению самооценки учащихся.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в отведенное для этой работы время, применительно к физической культуре большей частью внеурочное.

Виды проектов разнообразны. С. Хейнс выделяет следующие основные категории: информационный и исследовательский проект, обзорный проект, продукционный проект, проекты-инсценировки.

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.  Выполнение проектов данного вида обычно не представляет затруднений у учащихся, которые с легкостью выполняют ее по предложенной структуре.

 Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

цель проекта – результат (статья, реферат, доклад, видеоматериалы и пр.);

— предмет информационного поиска – поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;

— аналитическая работа над собранными фактами;

— выводы;

— заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

В случае необходимости может, вносится корректировка первоначального направления, дальнейший поиск информации по уточненным направлениям, анализ новых фактов, обобщение, выводы и т. д. до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта.

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Творческие проекты

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции). Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, программы праздника, видеофильма и т. д.

Игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты работы могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Отмечается высокая степень творчества.

Практико-ориентированные проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно четко ориентирован на социальные интересы, интересы самих участников работы (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

1. Подготовка к проекту

Приступая к созданию учебного проекта,  следует соблюдать ряд условий:

  • предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

  • выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в ее состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, плакаты, презентации, видеофильмы, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.  На этом этапе ярко выражается специфика преподавания физической культуры. Защита может быть приурочена к «Дню защиты детей» или «Дню здоровья», либо это может быть рекомендация по организации самостоятельных занятий физической культурой, режима дня и т.п. 

5. Подведение итогов проектной работы

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них.

Проектная технология, применяемая в преподавании физической культуры, формирует у учащихся следующие компетенции:

  • учебно-познавательные (ставится и решается проблема);

  • социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества);

  • ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение ученика к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл).

Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами и, несомненно, повышает авторитет учителя физической культуры.

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!